Интеграционные процессы в экономике стран Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств было создано вследствие распада СССР в целях как сохранения экономических, социально-транспортных, культурных и иных связей между бывшими советскими республиками, так и цивилизованного решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем.

Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности. В 1990 году в межреспубликанский оборот поступало примерно 20% ВВП, тогда как в странах ЕС – только 14%. Из Беларуси вывозилось около 80% всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объёмах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 года руководители трёх государств – Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С 18 августа 2009 года из состава СНГ вышла Грузия.

Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, международная специализация производства, разветвлённая кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов.

В период 1991–1994 гг. в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, что привело к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны. По экспертным оценкам из-за разрыва хозяйственных связей между бывшими союзными республиками уменьшился выпуск конечной продукции на 35–40% .

Только в сентябре 1993 года был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:



ê межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

ê таможенный союз;

ê общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

ê валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 года было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 года – Соглашение о платёжном союзе и Межгосударственном экономическом комитете (МЭК) как постоянно действующем органе Экономического союза.

Однако в СНГ весьма низким остаётся уровень экономической интегрированности. Если в бывшем СССР доля межреспубликанского товарооборота в суммарном объёме внешнеторгового оборота союзных республик достигала 69%, а в ЕС доля в обороте между странами в общем внешнеторговом обороте равен 62%, то в СНГ соответствующий показатель составляет менее 40%.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

ê разные модели социально-экономического развития отдельных государств;

ê разная степень рыночных преобразований;

ê несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

ê применение жёстких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

ê большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Несмотря на это, Беларусь остаётся одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пре­делах СНГ.

Различия национальных, экономических и геополитических приоритетов государств – участников Содружества обусловили формирование субрегиональных образований.

В 2000 году был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕвразЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. В январе 2006 года в ЕвразЭС официально принят Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Арме­нии, Молдове и Украине.

Основными целями ЕвразЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путём согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕвразЭС являются торгово-эконо­ми­ческие связи.



В 2003 году подписано Соглашение о создании единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины. Эти четыре государства («четвёрка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют Таможенный союз, что предполагает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В противовес евразийской интеграции и против усиления позиций России на постсоветском пространстве было создано неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ) на основе Декларации, подписанной президентами этих стран в 1999 году в Вашингтоне.

Дальнейшее развитие интеграционных связей стран – участниц СНГ может быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на ос­нове создания и развития зоны свободной торговли, платёжного союза, коммуникационного и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация перетока капитала в рамках Сообщества.


9306142176899922.html
9306179925785159.html
    PR.RU™