Государственное регулирование малого предпринимательства

Предыдущая14151617181920212223242526272829Следующая

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать гражданам благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между бизнесом и обществом. Гос. регулирование предпринимательства включает как поощрительные, так и контрольно-ограничительные меры,обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных правил "игры", без которых никакое хозяйствование невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и монополии.

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль, формируя конкретную среду, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменения конъюнктуры, предопределяя необходимые структурные сдвиги. Развитие сети малых предприятий позволяет совершенствовать подетальную и технологическую специализацию крупных производственно-хозяйственных комплексов, которым они поставляют комплектующие элементы готовой продукции. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания соц. конфликтов, создания рабочих мест.

Предпосылками развития малого бизнеса в России является неразвитость рынков потребительских товаров, услуг, наличие скрытой безработицы, неиспользуемых мощностей на предприятиях и др.

Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Они становятся основой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования.

В малом бизнесе функционирует около 1 млн. предприятий и занято свыше 6 млн. человек. Они производят 12 % ВВП.

Приоритетными сферами малого бизнеса, заслуживающими особой гос. поддержки, являются:

û инновационная деятельность,

û производство сельскохозяйственной продукции,

û производство товаров народного потребления,

û оказание производственных и бытовых услуг, строительство объектов соц. назначения.

Меры поддержки малых предприятий можно объединить в три группы:

  1. нормативно-правовые: упрощение порядка регистрации, лицензирования, налогообложения, учета, доступ к государственным (муниципальным) заказам и др. акты прямого действия;
  2. организационно-административные: создание фонда нежилых помещений, обеспечение безопасности личности и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение;
  3. финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и др. формы внебюджетного финансирования.

Наиболее действенным методом является льготное налогообложение и кредитование. Законодательство устанавливает льготы для малых предприятий, фондов поддержки предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний и др. учреждений и организаций, создаваемых для обслуживания субъектов МП.



Малому предприятию могут быть предоставлены:

ü кредиты, субсидии, дотации,

ü гарантии кредиторам,

ü совместное с кредитно-финансовой организацией финансирование,

ü полная или частичная компенсация кредиторам недополученной прибыли при кредитовании по пониженной процентной ставке,

ü оборудование и технология в финансовую аренду (лизинг),

ü финансирование страховых кредитов, залогового обеспечения и др. имущества заемщиков.

Для финансового содействия малым предприятиям образован Федеральный фонд поддержки МП. В Фонд зачисляется не менее 20 % средств, поступающих от приватизации, а также средства от продажи его облигаций, добровольные взносы и др. доходы. Деньги расходуются на возмездной и безвозмездной основе на выполнение программ развития МП, реализацию пилотных проектов.

Создан также фонд содействия развитию малых предприятийв научно-технической сфере для финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями.

Органы исполнительной власти субъектов РФ образуют свои фонды и центры поддержки предпринимательства. Действуют специальные агентства, учебно-деловые и информационные пункты.

Создаются общества взаимного кредитования путем аккумулирования временно свободных средств и предоставления кредитов предприятиям, являющимся участниками общества. Т.к. общества не привлекают деньги третьих лиц и отвечают по кредитам только перед участниками, они не размещают обязательные резервы в Банке России, т.е. экономят средства.

В мировой практике более 50 % инвестиций в малый бизнес производится не банковской системой, а в виде венчурного (использует кредиты банков и помещает деньги в наиболее перспективные фирмы, которые через несколько лет могут принести прибыль инвесторам фонда), инновационного фондов, микрокредитования (выдаются небольшие суммы без изучения кредитной заявки и банковского сопровождения, но по рекомендации авторитетного человека; в случае невозврата судебная процедура не возбуждается ввиду незначительности суммы), лизинга.

Малые предприятия рассчитывают на улучшение своего положения и по др. направлениям:

ü разнообразие критериев отнесения к малому бизнесу;

ü повышение порога для перехода на упрощенную систему налогообложения;

ü введение патентной формы платежей государству для исключения сложной отчетности и т.д.

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) как федеральный орган исполнительной власти претворяет в жизнь гос. политику содействия предпринимательству. Важнейшими задачами МАП России является:

1. активизация поддержки МП органами гос. власти субъектов РФ и МСУ,

2. устранение правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов МП,

3. защита законных интересов предпринимателей,

4. эффективное использование финансовых средств, направляемых на развитие МП.

МАП России координирует деятельность исполнительных органов власти РФ и субъектов РФ по выполнению программы развития МП, определяет первоочередность их выполнения с учетом приоритетных направлений и наличия средств в Федеральном фонде поддержки МП.

Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

-- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

-- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

-- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

-- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

-- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Проблемы развития МП:

1. несовершенство законодательства, а именно:

û нестабильность законодательной базы – правила деятельности малых предприятий постоянно меняются, предпринимателям приходится самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать информацию о каждой редакции законов,

û существенные законодательные проблемы:

-- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности,

-- неотработанность процесса купли-продажи,

-- отсутствие должного законодательства о земле,

-- внутренняя противоречивость законов.

2. несовершенство налоговой системы – уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов (ведение двойной бухгалтерии).

3. несовершенство финансово – кредитной системы – в соответствии с Программой гос. поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования отдельных проектов и программ МП. Механизм использования финансов не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования и случаев нецелевого использования государственных средств.

4. безопасность деятельности предприятия – невыполнение обязательств поставщиками, произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничения товародвижения.

Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие МП, несмотря на усиление внимания к этой проблеме со стороны гос. органов:

û сравнительно высокая инфляция, высокий уровень процентных ставок и отсутствие "длинных" кредитов;

û низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в гос. секторе;

û неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

û слабость действия механизма гос. поддержки МП;

û неэффективность соц. защиты малого бизнеса;

û низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы.

В целях достаточного развития сектора МПнеобходимо:

1. сосредоточить усилия гос. поддержки на стимулирование инновационного предпринимательства;

2. перенести центр тяжести поддержки и создания условий для его развития с федерального уровня на муниципальный;

3. развернуть работу по конституированию статуса среднего предпринимательства,

4. создавать условия для более тесного правого и экономического взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса;

5. создавать условия для развития интеграционной системы поддержки предпринимательства (лизинг, франчайзинг);

6. формировать системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков МП, особенно по долговым инвестициям;

7. ежегодно предусматривать в бюджетах субъектов РФ и муниципалитетов выделение льготных государственных и муниципальных инвестиционных кредитов на поддержку МП.

Формирование политики гос. регулирования экономики и предпринимательства определяется той главной целью, которую стремиться достичь государство. В настоящее время такой целью является восстановление достойного положения России в мировом экономическом сообществе, возрождение ее экономического, научно-технического и культурного потенциала. МП в данном случае выступает тем экономическим и социальным инструментом, который поможет поднять местную экономику, стать действенным средством экономического и социального развития на реструктуризуемых промышленных предприятиях. Поэтому главное сегодня – поддержка отечественных товаропроизводителей, выработка гос. политики стимулирования производства и выпуска конкурентоспособной продукции. Государство должно установить правила, обеспечить реальную поддержку, задать стратегическую концепцию, поставить цели, а задача руководителей – использовать эти возможности, обеспечить развитие производства.


9302806486381465.html
9302869953199920.html
    PR.RU™